Рецензия на фильм «Компаньон» / Companion (2025) — трейлеры, дата выхода
Флюгегехаймен
«Если идеальная девушка редко встречается в природе, то нужно собственноручно её создать». Видимо, инженеры во вселенной «Компаньона» вдохновлялись именно этим девизом, а также личным примером Говарда Воловица. Они научились создавать секс-роботов, неотличимых на первый взгляд от живого человека, и способных вытворять такое, что старик Азимов был бы жив — в гробу б перевернулся.
Собственно, сюжет фильма и вертится вокруг одного из таких секс-роботов по имени Айрис. Во время дружеских посиделок на выходных в загородном особняке, она убивает хозяина, сурового усатого русского парня Сергея, обожающего ставить день рождения товарища Сталина в качестве пароля. Остальные гости во главе с хозяином Айрис Джошем вызывают техподдержку, чтобы сбрендившего андроида забрали. Однако естественная глупость проигрывает искусственному интеллекту и робот сбегает, начиная опасную борьбу за свою ненастоящую жизнь.
Первым делом следует отметить, что «Компаньон» не столько фантастический триллер, сколько чёрная комедия — что-то вроде «Крика», только без попыток в серьёзность. Создатель фильма Дрю Хэнкок за свою карьеру сценариста приложил руку к нескольким комедийным сериалам, в целом тепло принятым зрителям, поэтому кое-что смыслит в жанре. Следует признать, что кино действительно хорошо справляется с функцией лёгкого непритязательного развлечения на один раз.
Разворачивающаяся на экране история получилась довольно камерной: всё действие происходит в одном удалённом особняке и его окрестностях, а количество действующих лиц невелико и постоянно норовит сократиться. Единственное исключение — несколько коротких флэшбеков. В остальное время наблюдать придётся за одними и теми же лицами в одних и тех же локациях. Поэтому на актёров возлагается дополнительный груз ответственности.
Львиную долю времени на экране маячит Айрис в исполнении Софи Тэтчер. Актрисе вполне удалось передать некую отстраненность персонажа, созданного лишь удовлетворять чужие потребности. Когда её мир рушится от осознания факта собственной искусственности, повадки девушки не сильно меняются, но в движениях начинает проскальзывать эдакая «роботность», что придаёт аутентичности. Джек Куэйд, второй по значимости лицедей, сам по себе не раздражает, но ничего особенного не демонстрирует — те, кто видел его в перезапущенном «Крике» 2022 года или в «Пацанах», знают, чего ждать. Остальные персонажи оттеняют происходящее тоже на уровне, но без восторгов, разве что гротескный русский в исполнении Руперта Френда более-менее выделяется на общем фоне.
Не обошлось и без недостатков. В фильме имеются определённые вопросы к нарративной логике, хватает обязательной повесточки с однополыми отношениями, на которой настырно акцентируют внимание. Другое дело, что в чехарде событий все эти раздражающие эпизоды пролетают без вреда для психики, а про несостыковки и упущения вспоминаешь уже после просмотра — в зрительском угаре они размываются.
При этом важно понимать: картина не является шедевром, не метит в высшую лигу и вряд ли когда-нибудь заслужит звание культовой классики. Это просто качественно снятое, лёгкое, непритязательное зрелище на вечер, которое вряд ли захочется однажды пересмотреть. Нельзя исключать, что дело в эффекте неожиданности — не ожидая многого от проходного по всем параметрам кинца, можно случайно получить удовольствие и даже удивиться сюжетным твистам, наивным, но забавным. Главное, не перебить аппетит трейлерами и спойлерами.
Поэтому в качестве чёрной комедии с налётом толерантности и тонким флёром научной фантастики работа Дрю Хэнкока выступает на все деньги. Подобно презервативу, «Компаньон» нужен, чтобы развлечься один раз, после чего его с чистой душой и спокойной совестью можно выкинуть на свалку истории.